Заместитель начальника территориального отдела № 4 в Усть-Илимске Светлана Вячеславовна Сорокина поясняет, что жизнь стремительно меняется, и даже те, кто начинал это дело в Усть-Илимске два десятилетия назад, в кадастровой палате уже не работают. Не говоря уже о том, что меняется законодательство в сфере кадастрового учета, разрабатываются новые технологические процессы, совершенствуется обработка документации.
Люди непосвященные не догадываются, что структура кадастровой службы достаточно сложная и разветвленная. Так, региональный головной офис находится в Иркутске. В Ангарске расположена так называемая «фабрика», куда со всей области поступают документы на обработку и регистрацию, оттуда возвращаются в виде кадастровых паспортов, (а теперь в виде выписок из единого государственного реестра недвижимости). Там же расположен областной архив. Всего в Иркутской области 23 пункта приема документов для постановки на кадастровый учет, в них работают 595 человек. В территориальном отделе, куда входят Усть-Илимский, Усть-Кутский, Нижне-Илимский и Казачинско-Ленский районы, трудятся всего 19 человек, а в Усть-Илимске – только пять сотрудников.
Светлана Вячеславовна говорит, что было время, когда работать приходилось с большим напряжением. Особенно тогда, когда решались вопросы с затоплением села Кеуль и части Невона. Люди в массовом порядке оформляли право собственности на свои постройки, чтобы получить компенсацию. Сейчас стало полегче, ведь часть работы по приему и выдаче документов делегируется в Многофункциональный центр.
Сейчас офис в Усть-Илимске посещает порядка 20 человек в день. Записаться на прием к специалистам можно через личный кабинет на сайте государственных услуг или на портале Росреестра. Также с помощью интернета и официального сайта ведомства можно получить все основные услуги органа регистрации прав, не выходя из дома. Есть еще один вариант записи – через ВЦТО. Это ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра, позвонить туда можно по телефону 8-800-100-34-34 (звонок бесплатный).
Кроме того, сотрудники филиала «ФКП» проводят семинары для кадастровых инженеров, знакомят их с новыми требованиями законодательства.
Понятие «кадастровый паспорт» появилось с принятием в 2008 году закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровые паспорта стали выдаваться для квартир, строений и земельных участков. Паспорт является свидетельством того, что объект недвижимости находится на кадастровом учете и данные о нем внесены в Росреестр. С 1 января 2017 года согласно федеральному закону № 218 необходимость в получении кадастрового паспорта отпала, все данные регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости. Выписки из этого реестра и нужны людям для совершения сделок купли-продажи, оформления наследства и т. д.
С. В. Сорокина отметила, что люди, не обладающие юридическими знаниями, порой сами не знают, какая справка или выписка им нужна. Сотрудники кадастровой палаты выясняют, куда требуется документ, для какой цели и помогают решить данный вопрос. В связи с этим они советуют гражданам не торопиться, внимательно читать документы, которые они подписывают, особенно это касается договоров купли-продажи. Любая ошибка может повлечь за собой серьезные последствия.
Право оформлять сделки с недвижимостью есть у нотариусов, они и выезжают к тем гражданам, которые сами по состоянию здоровья не могут прийти в кадастровую палату или в нотариальную контору.
Чего бы хотели сотрудники кадастровой палаты в связи с юбилеем? Светлана Вячеславовна ответила:
- Чтобы люди с пониманием относились к нашей работе. Они приходят со своими проблемами, они ждут от нас помощи, и мы помогаем. Мы оказываем государственные услуги, и стараемся делать это качественно. Наша работа негромкая, подвиги здесь не совершаются, но она очень кропотливая, требует внимания и терпения.
Да, сотрудники кадастровой службы – «люди государевы», они от лица государства помогают гражданам реализовывать свои права.
Ольга Ильина