Новости города БезФормата.Ru
Усть-Илимск
Главные новости
 
Задать вопрос?

История требует справедливости

Память о летчиках трассы «Аляска-Сибирь» должна быть увековечена. 70 лет минуло с тех пор, как весь мир узнал о победе советского народа над фашизмом. Годы идут, но в истории Великой Отечественно войны по-прежнему остается еще много белых пятен, неизведанных страниц, безымянных героев. Одной из таких малоизученных страниц остаётся история секретной воздушной трассы мужества "Аляска-Сибирь", по которой в годы Второй мировой войны советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР.


Эта секретная трасса, утвержденная в октябре 1941 года самим И.Сталиным, проходила по трудному маршруту: с американской военной авиабазы близ города Фербенкс через Берингов пролив, Чукотку, Якутию, Сибирь, до Красноярска. Один из последних участков маршрута проходил по северу Иркутской области – через Киренск и Нижнеудинск.

Американцы, зная о сложностях маршрута, говорили, что летать по нему могут либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские.

Тысячи пилотов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Северный морской путь осложнялся полярными ночами, нехваткой кислорода, отсутствием аэродромов и посадочных площадок. Несмотря на все трудности, за период с 1942 года по 1945 год было перегнано почти 8000 самолетов, которые были необходимы фронту, и перевезены тонны ценных грузов.

Среди перегонщиков самолетов были только советские летчики. За три года их погибло 115 человек. Оставшиеся в живых позже говорили, что по всему маршруту трассы «Аляска - Сибирь» через каждые 100 километров можно ставить памятники. Но до сих пор имена многих перегонщиков так и остаются не увековеченными.

Иркутская земля хранит в себе память о семи экипажах, которые погибли на маршруте АлСиба с 1942 по 1945 годы. Чаще всего причинами авиационных катастроф были плохие погодные условия и неисправности самолётов. И не всегда семьи погибших летчиков могли точно знать, где они похоронены. Нередко останки экипажей так и не находили в глухой тайге, в непролазных болотах или на склонах заснеженных якутских гор. Поэтому в извещениях о смерти писали: «Пропал без вести». Но не только эти безликие и холодные слова были для родных летчиков большой трагедией, а и то, что еще много лет после войны летчиков – перегонщиков, ежедневно рискующих жизнью на секретной трассе «Аляска – Сибирь», не только не признавали героями, но их долго не признавали ветеранами Великой Отечественной войны.

История требует справедливости! Историкам, краеведам Иркутской области на основании журналов учета безвозвратных потерь личного состава пятого и четвертого перегоночных авиаполков удалось установить имена погибших летчиков и даже в некоторых случаях установить места их захоронения. Но в большинстве могилы перегонщиков так и не найдены, и более того очень приблизительно известны места их гибели. Так, к примеру, известно, что 24 октября 1943 года при перегоне из Киренска в Красноярск в районе Нижнеилимска ( сегодня город Железногорск-Илимский), где находился запасной аэродром, пропал без вести самолет Р-39 № 220519, пилотируемый заместителем командира авиаэскадрильи пятого перегоночного авиаполка, капитаном Григорием Петровичем Чуйко. Точное место падения самолёта не установлено до сих пор. Есть два предположения: первое - в районе Нижнеилимска и второе - где-то в 70-80-ти километрах южнее трассы, где нет населенных пунктов. Кстати, это отсутствие по трассе деревень, труднодоступность и труднопроходимость местности были зачастую причинами, из-за которых места авиакатастроф так и не были установлены. Более того, по этой же причине нередко погибали летчики, которым удавалось выжить при крушении, но их не могли своевременно обнаружить и вывезти.

Что касается капитана Григория Чуйко, то его жене Чуйко Любови Ильиничне в город Баку было направлено извещение, где было сказано, что её муж пропал без вести. Где покоятся останки летчика неизвестно до сих пор. И до сих пор в память о летчике нет на земле даже маленького обелиска.

В 2007 году учащиеся Усть-Илимского экспериментального лицея под руководством преподавателя истории Виктора Александровича Голощапова по предложению ветерана войны, одного из строителей аэродрома Виталия Павловича Перфильева занялись поисками возможных свидетелей этой давней истории. Но, к сожалению, людей что-либо знающих о гибели самолёта капитана Чуйко, не нашлось. Правда, ребятам удалось найти свидетелей строительства запасного Нижнеилимского аэродрома. В те годы они были еще подростками, однако принимали активное участие в строительных работах и помнят, как на маленьком аэродроме приземлялись военные самолеты американского производства, помнят, что известия о гибели самолётов приходили часто. Возможно, что среди этих печальных сообщений было и сообщение о гибели «аэрокобры» Чуйкова, одного из многих советских летчиков-перегонщиков, чья могила так и осталась затерянной в сибирских лесах.

В канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне учащиеся школы №15 во главе с директором В.А. Голощаповым выступили с инициативой увековечить имя летчика, погибшего над нашей Илимской землёй. Это предложение поддержал коллектив краеведческого музея. Виктор Александрович озвучил его на встрече ветеранов Великой Отечественной войны 2 февраля, на которой присутствовали мэр города В.С.Ташкинов, председатель городской думы В.В. Перетолчин. Кстати, последний еще школьником принимал участие в поисковых работах по этой теме и знает историю летчика Чуйко не понаслышке. Мэр города В.С.Ташкинов тоже оказался в курсе истории «АлСиба». На встрече ветеранов он рассказал, что администрация города планирует к юбилею Победы создать аллею Боевой и Трудовой славы. Возможно, там найдется место для увековечивания памяти летчика Г.П. Чуйко.

Краеведческий музей просит всех, кто что-то знает об истории летчиков-перегонщиках трассы «Аляска-Сибирь», поделиться своими воспоминаниями. Это будет бесценный материал, который может пополнить наши знания об истории Великой Отечественной войны и станет новым разделом музейной экспозиции по военной тематике.

Елена Труфанова, методист музея.

 


30 марта в 16.00 в Администрации города (ул. Героев Труда, 38) в каб. 100 состоится совещание по вопросам организации сезонных (дачных) перевозок.
29.03.2017 Администрация г.Усть-Илимск
Депутаты Думы Иркутска поддержали проект «Мой любимый детский сад» - Дума города ИркутскаОбщественный проект «Мой любимый детский сад» поддержали депутаты Думы Иркутска по инициативе заместителя председателя Думы Иркутска Александра Ханхалаева .
29.03.2017 Дума города Иркутска
В Иркутске заключены муниципальные контракты на отлов собак - Дума города ИркутскаМуниципальные контракты на отлов, перевозку и содержание 320-ти безнадзорных собак заключила администрация Иркутска.
29.03.2017 Дума города Иркутска
МУП «Спецавтохозяйство» подготовило проект муниципального приюта для бездомных собак - Дума города ИркутскаПроект муниципального приюта для безнадзорных собак подготовлен в Иркутске.
29.03.2017 Дума города Иркутска
Ветеранов и пенсионеров Падунского округа наградили за участие в спортивных соревнованиях - Администрация г.БратскВетеранов и пенсионеров Падунского округа наградили за участие в спортивных соревнованиях «Спортивное долголетие», которые прошли в школе №4 среди ветеранских первичных организаций жилых районов Падунского округа.
29.03.2017 Администрация г.Братск
Сроки подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год истекают 2 мая - Администрация г.БратскСроки подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год истекает 2 мая.
29.03.2017 Администрация г.Братск
В Братске прошла комиссионная проверка состояния автомобильной дороги по улице Мира - Администрация г.Братск28 марта комиссия в составе представителей комитета ЖКХ администрации города, муниципальной дорожной службы, комитета по управлению Центральным округом провела очередную проверку состояния автомобильной дороги по улице Мира.
29.03.2017 Администрация г.Братск
Компенсацию за изъятых свиней выплатят жителям Иркутского района в течение 30 дней - ИА Байкал ИнфоДенежную компенсацию в течение 30 дней после подачи заявления получат жители Иркутского района, чьих свиней изъяли для ликвидации инфекции африканской чумы свиней.
29.03.2017 ИА Байкал Инфо
В Братске открылась научно-практическая конференция «Охрана окружающей среды на современном этапе» - Администрация г.БратскВ администрации Братска состоялось открытие научно-практической конференции «Охрана окружающей среды на современном этапе», которая будет работать в городе 29 и 30 марта.
29.03.2017 Администрация г.Братск
МУП «Спецавтохозяйство» подготовило проект муниципального приюта для бездомных собак - Дума города ИркутскаПроект муниципального приюта для безнадзорных собак подготовлен в Иркутске.
29.03.2017 Дума города Иркутска
укцн - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин   1 of 1 Мошенника, обманувшего как минимум семерых человек, задержали полицейские в городе нефтехимиков.
29.03.2017 Газета Областная
Инициатива: все пользователи вашего телефона попадут "под колпак". Сами и составите их список... - Иркутская торговая газетаМинкомсвязь предложила обязать абонентов услуг связи вписывать в договоры с операторами всех возможных пользователей их компьютерных и мобильных устройств.
29.03.2017 Иркутская торговая газета