История требует справедливости

Память о летчиках трассы «Аляска-Сибирь» должна быть увековечена. 70 лет минуло с тех пор, как весь мир узнал о победе советского народа над фашизмом. Годы идут, но в истории Великой Отечественно войны по-прежнему остается еще много белых пятен, неизведанных страниц, безымянных героев. Одной из таких малоизученных страниц остаётся история секретной воздушной трассы мужества "Аляска-Сибирь", по которой в годы Второй мировой войны советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР.


Эта секретная трасса, утвержденная в октябре 1941 года самим И.Сталиным, проходила по трудному маршруту: с американской военной авиабазы близ города Фербенкс через Берингов пролив, Чукотку, Якутию, Сибирь, до Красноярска. Один из последних участков маршрута проходил по северу Иркутской области – через Киренск и Нижнеудинск.

Американцы, зная о сложностях маршрута, говорили, что летать по нему могут либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские.

Тысячи пилотов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Северный морской путь осложнялся полярными ночами, нехваткой кислорода, отсутствием аэродромов и посадочных площадок. Несмотря на все трудности, за период с 1942 года по 1945 год было перегнано почти 8000 самолетов, которые были необходимы фронту, и перевезены тонны ценных грузов.

Среди перегонщиков самолетов были только советские летчики. За три года их погибло 115 человек. Оставшиеся в живых позже говорили, что по всему маршруту трассы «Аляска - Сибирь» через каждые 100 километров можно ставить памятники. Но до сих пор имена многих перегонщиков так и остаются не увековеченными.

Иркутская земля хранит в себе память о семи экипажах, которые погибли на маршруте АлСиба с 1942 по 1945 годы. Чаще всего причинами авиационных катастроф были плохие погодные условия и неисправности самолётов. И не всегда семьи погибших летчиков могли точно знать, где они похоронены. Нередко останки экипажей так и не находили в глухой тайге, в непролазных болотах или на склонах заснеженных якутских гор. Поэтому в извещениях о смерти писали: «Пропал без вести». Но не только эти безликие и холодные слова были для родных летчиков большой трагедией, а и то, что еще много лет после войны летчиков – перегонщиков, ежедневно рискующих жизнью на секретной трассе «Аляска – Сибирь», не только не признавали героями, но их долго не признавали ветеранами Великой Отечественной войны.

История требует справедливости! Историкам, краеведам Иркутской области на основании журналов учета безвозвратных потерь личного состава пятого и четвертого перегоночных авиаполков удалось установить имена погибших летчиков и даже в некоторых случаях установить места их захоронения. Но в большинстве могилы перегонщиков так и не найдены, и более того очень приблизительно известны места их гибели. Так, к примеру, известно, что 24 октября 1943 года при перегоне из Киренска в Красноярск в районе Нижнеилимска ( сегодня город Железногорск-Илимский), где находился запасной аэродром, пропал без вести самолет Р-39 № 220519, пилотируемый заместителем командира авиаэскадрильи пятого перегоночного авиаполка, капитаном Григорием Петровичем Чуйко. Точное место падения самолёта не установлено до сих пор. Есть два предположения: первое - в районе Нижнеилимска и второе - где-то в 70-80-ти километрах южнее трассы, где нет населенных пунктов. Кстати, это отсутствие по трассе деревень, труднодоступность и труднопроходимость местности были зачастую причинами, из-за которых места авиакатастроф так и не были установлены. Более того, по этой же причине нередко погибали летчики, которым удавалось выжить при крушении, но их не могли своевременно обнаружить и вывезти.

Что касается капитана Григория Чуйко, то его жене Чуйко Любови Ильиничне в город Баку было направлено извещение, где было сказано, что её муж пропал без вести. Где покоятся останки летчика неизвестно до сих пор. И до сих пор в память о летчике нет на земле даже маленького обелиска.

В 2007 году учащиеся Усть-Илимского экспериментального лицея под руководством преподавателя истории Виктора Александровича Голощапова по предложению ветерана войны, одного из строителей аэродрома Виталия Павловича Перфильева занялись поисками возможных свидетелей этой давней истории. Но, к сожалению, людей что-либо знающих о гибели самолёта капитана Чуйко, не нашлось. Правда, ребятам удалось найти свидетелей строительства запасного Нижнеилимского аэродрома. В те годы они были еще подростками, однако принимали активное участие в строительных работах и помнят, как на маленьком аэродроме приземлялись военные самолеты американского производства, помнят, что известия о гибели самолётов приходили часто. Возможно, что среди этих печальных сообщений было и сообщение о гибели «аэрокобры» Чуйкова, одного из многих советских летчиков-перегонщиков, чья могила так и осталась затерянной в сибирских лесах.

В канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне учащиеся школы №15 во главе с директором В.А. Голощаповым выступили с инициативой увековечить имя летчика, погибшего над нашей Илимской землёй. Это предложение поддержал коллектив краеведческого музея. Виктор Александрович озвучил его на встрече ветеранов Великой Отечественной войны 2 февраля, на которой присутствовали мэр города В.С.Ташкинов, председатель городской думы В.В. Перетолчин. Кстати, последний еще школьником принимал участие в поисковых работах по этой теме и знает историю летчика Чуйко не понаслышке. Мэр города В.С.Ташкинов тоже оказался в курсе истории «АлСиба». На встрече ветеранов он рассказал, что администрация города планирует к юбилею Победы создать аллею Боевой и Трудовой славы. Возможно, там найдется место для увековечивания памяти летчика Г.П. Чуйко.

Краеведческий музей просит всех, кто что-то знает об истории летчиков-перегонщиках трассы «Аляска-Сибирь», поделиться своими воспоминаниями. Это будет бесценный материал, который может пополнить наши знания об истории Великой Отечественной войны и станет новым разделом музейной экспозиции по военной тематике.

Елена Труфанова, методист музея.

 


 
По теме
На центральных улицах Иркутска в августе начнут высаживать деревья - Газета Иркутск Фото: admirk.ru  На центральных и магистральных улицах Иркутска, таких как Октябрьской революции, Карла Маркса, Красный путь, Декабрьских Событий, Муравьева, Рабочего Штаба и других будут высажены молодые деревья высота,
23.05.2018
 
 
Перевернутая машина стала причиной ДТП в Братске - Bratsk.Org Социальные сети сегодня облетели фотографии перевернутого автомобиля. Как утверждали пользователи сети Интернет, машина перевернулась на участке федеральной трассы «Вилюй» неподалеку от кафе «Фараон».
23.05.2018
Основные спортивные залы города и бассейн спорткомплекса «Таежный» будут работать в июне - Администрация г.Братск Как сообщила руководитель МАУ «Дирекция спортивных сооружений» города Братска Галина Данилова, спортивные залы СК «Таежный», СК «Солнечный», СК «Олимпия», ДС «Сибирь»,
21.05.2018 Администрация г.Братск
Приходите в гости к нам! - Администрация г.Братск Фотографии воспитанников детского сада №26 в украинских, бурятских и армянских национальных костюмах участвуют в общероссийском фотоконкурсе «Дети России».
22.05.2018 Администрация г.Братск
Фото: admirk.ru  На центральных и магистральных улицах Иркутска, таких как Октябрьской революции, Карла Маркса, Красный путь, Декабрьских Событий, Муравьева, Рабочего Штаба и других будут высажены молодые деревья высота,
23.05.2018 Газета Иркутск
Фото: admirk.ru  Гарантийный ремонт дворовых территорий, которые были благоустроены в прошлом году в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды, завершится до 15 июня.
17.05.2018 Газета Иркутск
Традиционный новогодний городок у Дома торговли в Усть-Илимске. Именно тут 23 года назад случилась удивительная история, которая, к счастью, хорошо закончилась. - Газета СМ Номер один Мальчик пролежал под четырехметровым слоем снега 17 часов Традиционный новогодний городок у Дома торговли в Усть-Илимске.
23.05.2018 Газета СМ Номер один
Следственным отделом по Ленинскому району города Иркутск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления,
23.05.2018 Газета Время
Столб дыма над городом переполошил иркутян Спустя пять часов после начала пожара продовольственный склад по-прежнему дымит.
21.05.2018 Газета СМ Номер один
Как развивается дополнительное образование - Окружная правда Дети округа показали, чему они научились за год В поселке Усть-Ордынском 18 мая областной центр дополнительного образования детей провел несколько мероприятий: конкурс фольклорных коллективов «Наследники традиций»,
23.05.2018 Окружная правда
Местные скульпторы неожиданно поменяли «Лукоморье» на Свирск. Почему?
23.05.2018 Газета Копейка
Резчики из степной страны завоевали два первых места на VIII Международном фестивале деревянной скульптуры,
23.05.2018 Газета Копейка
Более 390 детей стали участниками финала ежегодного областного фестиваля для творчески одаренных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов «Байкальская звезда – 2018»,
23.05.2018 Газета Областная
Иркутские студенты на городской олимпиаде показали отличное знание финансов и налогов - УФНС по Иркутской области В Байкальском государственном университете состоялся финал второй городской олимпиады «Финансовая грамотность» среди студентов семи высших учебных заведений Иркутска.
22.05.2018 УФНС по Иркутской области
Студенты четвертого курса Международного института экономики и лингвистики ИГУ Таисия Надирадзе и Денис Янашек стали призерами второй городской студенческой олимпиады «Финансовая грамотность».
23.05.2018 Иркутская торговая газета
Турнир в Усть-Ордынском хотят сделать традиционным Далеко за пределами Усть-Ордынского Бурятского округа известна пионерская дружина «Факел» школы № 2 им.
23.05.2018 Окружная правда
Молния ударила жителя Усольского района - Комсомольская правда Мужчина получил сильные ожоги Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov С серьезными ожогами от удара электрическим током поступил на днях в больницу 47-летний житель Усольского района.
23.05.2018 Комсомольская правда
Мэр Иркутска проверил, как продвигается реконструкция объездных магистралей Дмитрий Бердников подчеркнул, что выполнение ремонтных работ будет на постоянном контроле не только у администрации города, а также у общественников.
23.05.2018 Газета СМ Номер один
22 мая Мэр Иркутского района Леонид Фролов принял участие в совещании по вопросам реализации мероприятий по водоснабжению и водоотведению на территории Иркутска и Иркутского района.
23.05.2018 Администрация Иркутского района